Подписано цифровой подписью:
ДЕРЕВЯНКО
ДЕРЕВЯНКО ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА
ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА Дата: 2023.02.21 11:25:25 +03'00'
СОГЛАСОВАНО
Совет школы
МБОУ-СОШ №19
31.08.2022 г., протокол №1
Председатель совета школы
Ю.В.Федулова
УТВЕРЖДЕНО
Решением Педагогического совета
МБОУ-СОШ № 19
31.08.2022 г., протокол №1
Председатель педагогического совета
Т.Ю.Деревянко
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19
ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ УЧЕБНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Срок реализации программы-3 года
АРМАВИР
2022
ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ УЧЕБНОЙ
НЕУСПЕШНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Цели и задачи:
Цели:
Разработать и внедрить систему профилактики учебной неуспешности
обучающихся за счет повышения уровня профессионального мастерства
педагогов, внедрения современных технологий обучения, обеспечения
индивидуализации образовательного процесса, вовлечения родителей в
обучение и воспитание детей, способствующую ежегодному снижению доли
учеников с рисками школьной неуспешности.
Задачи:
1.
Обеспечить
повышение
профессиональных
компетенций
педагогических
работников
школы
по
вопросам
организации
образовательной деятельности со слабоуспевающими и неуспевающими
учениками, в т. ч. с детьми с особыми образовательными потребностями,
средствами формального, неформального, информального образования.
2.
Обеспечить внедрение в образовательный процесс педагогических
технологий, форм, методов обучения для преодоления низких
образовательных результатов и повышения мотивации обучающихся через
развитие профессиональных обучающихся сообществ педагогов в ОО.
3.
Обеспечить 100% включенность педагогов и специалистов
общеобразовательной организации в работу по профилактике рисков
учебной неуспешности обучающихся.
4.
Сформировать банк информационных и методических ресурсов (в
том числе электронных), успешных педагогических практик по работе со
слабоуспевающими учениками, с детьми с особыми образовательными
потребностями, и организовать обучающие мероприятия для педагогов по
использованию ресурсов банка.
5.
Обеспечить индивидуализацию образовательного процесса за счет
разработки и внедрения индивидуальных образовательных маршрутов,
адресных образовательных программ для слабоуспевающих и неуспевающих
обучающихся, в т. ч. для детей с особыми образовательными потребностями
на всех уровнях образования.
6.
Разработать и внедрить алгоритм по выявлению и организации
сопровождения учеников, испытывающих трудности в обучении с
обязательным привлечением к его реализации специалистов психологопедагогических служб.
7.
Внедрить систему наставничества (учитель-учитель, учительученик, ученик- ученик) в работу со слабоуспевающими учениками и
обучающимися, испытывающими затруднения в обучении.
8.
Расширить систему сетевого взаимодействия по организации
дополнительного образования для детей с особыми образовательными
потребностями.
Организовать мероприятия
для
родителей
(законных
представителей)
по вовлечению их в деятельность, направленную на
профилактику учебной неуспешности обучающихся.
10.
Обеспечить
повышение
уровня
качества
школьной
образовательной и воспитательной среды, способствующей созданию
атмосферы эмоционального принятия, психологического комфорта
обучающихся в школе, снижающей чувства беспокойства и тревоги в
ситуациях обучения и общения.
9.
I.
Целевые показатели:
Индикатор
Планируемые значения (с
накопительным эффектом)
2023
2024
2025
По направлению: «Повышение профессионального мастерства педагогических
работников и руководителей ОО по вопросам организации образовательной
деятельности со слабоуспевающими и неуспевающими учениками, в т. ч. с детьми с
особыми образовательными потребностями»
Доля
педагогических
работников,
прошедших адресное обучение по
вопросам организации образовательной
деятельности со слабоуспевающими
и
неуспевающими учениками, в т.ч. с детьми
с
особыми
образовательными
потребностями
Доля
педагогических
работников
включенных в работу по профилактике
рисков
учебной
неуспешности
обучающихся
Доля
педагогических
работников,
применяющих
в
образовательной
деятельности технологии, формы, методы
обучения для преодоления низких
образовательных результатов и повышения
мотивации обучающихся
50%
75%
100%
50%
75%
100%
50%
75%
100%
Доля
педагогических
работников,
использующих
информационную
образовательную среду и электронные
(цифровые)
ресурсы
(цифровые
платформы «Сферум», РЭШ, Онлайнплатформа «Цифровой образовательный
контент») в работе с обучающимися,
испытывающими затруднения в обучении
Доля педагогических
работников,
внедряющих
эффективные
инструменты формирующего оценивания
50%
75%
100%
50%
75%
100%
По направлению: «Индивидуализация образовательного процесса»
Доля слабоуспевающих и неуспевающих
обучающихся (от числа слабоуспевающих и
неуспевающих) для которых разработаны и
реализованы
индивидуальные
образовательные маршруты
Снижение доли обучающихся, в отношении
которых
имеется
расхождение
средневзвешенного балла по результатам
внешних оценочных процедур и
средневзвешенного балла по результатам
текущего и промежуточного оценивания
Доля слабоуспевающих и неуспевающих
обучающихся (от числа слабоуспевающих и
неуспевающих), посещающих
дополнительные занятия с целью
ликвидации отставания по учебной
программе
Доля слабоуспевающих и неуспевающих
обучающихся (от числа слабоуспевающих и
неуспевающих), охваченных
дополнительным образованием, в том числе
в рамках сетевого взаимодействия
Наличие действующих наставнических пар
по форме «учитель-ученик»
Наличие действующих наставнических пар
по форме «ученик-ученик», в том числе с
участием ассистента учителя
100%
100%
100%
100%
100%
100%
55%
3
65%
5
Наличие банка данных о детях «группы Ежегодное обновление
риска»
Наличие
алгоритма по выявлению и
имеется имеется
организации сопровождения учеников,
испытывающих трудности в обучении
Направление «Работа с родителями»
Доля
родительской
общественности,
50%
вовлеченной в деятельность, направленную
на профилактику учебной неуспешности
обучающихся от общего числа родителей
(законных представителей)
Анкетирование
родительской
общественности,
с
целью
изучения
удовлетворенности
организацией работы
в школе профилактики рисков учебной
неуспешности обучающихся.
Доля реализованных ИОМ для детей,
50%
испытывающих затруднения в обучении,
согласованных
с
родителями
(законными
представителями)
обучающихся
не менее
75%
не
менее
7
имеется
75%
100%
75%
100%
Доля
педагогических
работников,
50%
75%
активно осуществляющих обратную связь
с
родителями
(законными
представителями), предоставляющих им
информацию
по
учебной
успешности/неуспешности обучающихся
по различным каналам коммуникации
(в чатах мессенджеров, в
СГО и др.)
Направление: «Создание благоприятного климата в ОО»
75%
Доля учителей от общего количества
педагогов
школы,
эффективно
применяющих мультимедийное и
интерактивное
оборудование,
современные информационные ресурсы
в образовательной деятельности
Наличие локальных нормативных актов
по
организации
психологопедагогического
сопровождения
участников образовательных
отношений (Положения о совете
профилактики, о школьном ППК, служба
школьной
медиации
(служба
примирения)
Наличие
психолого-педагогической
службы в ОО
Оснащение
IT-оборудованием
в
соответствии с требованиями Стандартов.
90%
100%
100%
соответств соответств соответств
ует
ует
ует
II.Методы сбора и обработки информации
С целью анализа реализации программы профилактики учебной неуспешности,
достижения ее целевых показателей, принятых управленческих решений методами сбора
и обработки информации, являются:
использование данных федеральной и региональной информационных систем
обеспечения проведения ГИА обучающихся; федеральной информационной системы
оценки качества образования (ВПР);
достижений обучающихся на различных этапах обучения по всем учебным
предметам (в т. ч. результатов промежуточной аттестации) с целью своевременного
выявления затруднений и обеспечения индивидуализации учебного процесса;
проведение анкетирования, тестирования, собеседований/наблюдений с целью
диагностики индивидуальных особенностей познавательных процессов обучающихся с
рисками учебной неуспешности;
проведение опросов, собеседований, анкетирования, наблюдений обучающихся,
родителей, педагогов, в т. ч. контекстный
интервьюирования/собеседования с педагогами;
анализ
информации
по
результатам
посещение уроков, занятий в целях выявления объективности оценивания
обучающихся; оценки внедрения в образовательный процесс технологий, форм, методов
обучения для преодоления низких образовательных результатов и повышения мотивации
обучающихся;
рассмотрение результатов реализации программы (в том числе в форме
статистики) на совещании при директоре (не менее двух раз в год), на педагогических
советах согласно планам их проведения с фиксированием в протоколах и форме
мониторинга реализации программы
III.
Сроки реализации программы
Текущий учебный год с последующей ежегодной пролонгацией программы
IV.
Мероприятия по достижению целей и задач
Мероприятия по направлению «Повышение профессионального мастерства
педагогических работников и руководителей ОО по вопросам организации
образовательной деятельности с учениками, испытывающими затруднения в обучении, в
т. ч. с детьми с особыми образовательными потребностями».
В рамках данного направления организация повышения квалификации педагогических
работников, включая диагностику профессиональных дефицитов педагогов и
выстраивание индивидуальных программ их профессионального развития. Организация
внутришкольного внедрения моделей наставничества «педагог-педагог». Организация
деятельности профессиональных сообществ обучения педагогов, в рамках которых
осуществляется взаимодействие коллег между собой.
Создание информационно-образовательной среды педагогического мастерства.
Организация мероприятий, направленных на выявление и тиражирование успешных
практик по снижению рисков учебной неуспешности обучающихся: деятельность в
постоянном режиме (раз в четверть) в форме методических семинаров.
Мероприятия по направлению «Индивидуализация образовательного процесса».
Разработка и внедрение ИОМ для слабоуспевающих, неуспевающих, детей с особыми
образовательными потребностями.
Внедрение моделей наставничества «ученик-ученик», «учитель-ученик». Разработка
дополнительных общеобразовательных программ по формированию функциональной
грамотности и т. д.
Мероприятия по направлению «Работа с родителями».
В рамках данного направления организация просветительской работы с родителями
(законными представителями) по различным тематикам обучающихся — встречи,
собрания, совещания, консультации (индивидуальные, групповые), медиапроекты,
рекомендации, памятки, буклеты. Организация «школа помощи родителям».
Обеспечение доступности и открытости (прозрачности) информации: стенды, баннеры,
вкладки на сайтах реклама, информирование о реализуемых образовательных
программах; актуальное обновление информационной среды в МБОУ-СОШ №19
(стенды и др.). Проведение совместных социокультурных мероприятий для родителей и
детей, реализация социальных проектов.
Мероприятия по направлению «Создания благоприятного климата в ОО»
В рамках данного направления необходимо обеспечить участие специалистов психологопедагогических служб по оказанию психологической поддержки обучающихся с
трудностями в обучении. Предусмотреть мероприятия, направленные на преобразование
пространства учебных классов для групповой работы, интерактивных форм обучения за
счет расстановки мебели и оборудования; активного вовлечения педагогов к
использованию современного учебного оборудования. Обеспечить выбор учебных
кабинетов для проведения учебных занятий в форме парной, групповой работы и
определить логистику их использования. Введение в школе логистики пользования
компьютерным классом.
V. Исполнители
Для управления реализацией данной программы создана рабочая группа, в
состав которой входят:
администрация школы;
педагогический коллектив;
обучающиеся;
родители (законные представители).
План реализации программы профилактики учебной
неуспешности
Мероприятие
Сроки
Ответственны
й
1. «Повышение профессионального мастерства педагогических
работников и руководителей ОО в части работы с отстающими».
VI.
№
1
Участие педагогов в методических
вебинарах по преодолению рисков
учебной неуспешности
В течение периода Лазурко Ю.В.
реализации
заместитель
программы
директора по
УР
2
Организация и проведение круглого
стола
«Как повысить качество
знаний учащихся с рисками учебной
неуспешности»
ноябрь, 2022
3
Организация повышения квалификации В течение периода
педагогов
реализации
программы
4
Диагностика
профессиональных В течение периода
дефицитов педагогов
реализации
программы
5
Организация работы над ИППР
6
Организация
внутришкольного
внедрения модели наставничества
«педагог-педагог»
В течение периода
реализации
программы
В течение периода
реализации
программы
Лазурко Ю.В.
заместитель
директора по
УР,
руководители
ШМО
Лазурко Ю.В.
заместитель
директора по
УР
Лазурко Ю.В.
заместитель
директора по
УР
Заместители
директора по
УР
Заместители
директора по
УР
7
Организация
методических
семинаров.
Тиражирование
успешных практик.
Один раз
в четверть
Заместители
директора по
УР,
руководители
ШМО
2. «Индивидуализация образовательного процесса»
1
2
3
Приведение
в
соответствие
локальных нормативных актов
В течение периода
реализации
программы
Разработка и внедрение ИОМ для В течение периода
слабоуспевающих,
неуспевающих, реализации
детей с особыми образовательными программы
потребностями.
Внедрение моделей наставничества
В течение периода
«ученик-ученик», «учитель-ученик»,
реализации
«студент-ученик».
программы
Деревянко Т.Ю.
директор
школы
Учителяпредметники
Деревянко Т.Ю.
директор
школы,
заместители
директора
по
УР
В течение периода Учителяреализации
предметники
программы
Участие в реализации дополнительных
общеобразовательных программ по
формированию
функциональной
грамотности и т. д.
5
Внедрение
в
образовательную
В течение периода Заместители
деятельность
технологий
реализации
директора по
формирующего
оценивания,
программы
УР
развивающего
обучения,
сотрудничества и т. д.
3. «Создание благоприятного климата в ОО (в т. ч. с участием специалистов
психолого-педагогической службы)»
1
Обеспечить участие педагога-психолога В течение
Лазурко Ю.В.
по
оказанию
психологической периода
заместитель
поддержки обучающихся с трудностями реализации
директора по
в обучении.
программы
УР
4
2
Вовлечение
педагогов
к
использованию
современного
учебного оборудования.
3
Обеспечить выбор учебных кабинетов
для проведения учебных занятий в
форме парной, групповой работы и
определить
логистику
их
использования.
4
Введение
в
школе
логистики
пользования компьютерным классом.
В течение
периода
реализации
программы
В течение
периода
реализации
программы
Лазурко Ю.В.
заместитель
директора по
УР
Лазурко Ю.В.
заместитель
директора по
УР
В течение
периода
реализации
программы
Учитель
информатики
4.
«Работа с родителями».
1
Организация просветительской работы с В течение
родителями
периода
реализации
программы
Улитина Т.Ю.,
заместитель
директора по
ВР,
руководители
ШМО классных
руководителей,
классные
руководители
2
Организация «школы помощи
родителям».
В течение
периода
реализации
программы
3
Обеспечение
доступности
и
открытости
(прозрачности)
информации: стенды, баннеры,
вкладки на сайтах, информирование
о реализуемых образовательных
программах; актуальное обновление
информационной среды
Проведение
совместных
социокультурных событий для
родителей и детей, реализация
социальных проектов.
В течение
периода
реализации
программы
Улитина Т.Ю.,
заместитель
директора по
ВР,
руководители
ШМО
классных
руководителей,
классные
руководители
Администрац
ия ОО
4
В течение
периода
реализации
программы
Улитина Т.Ю,
заместитель
директора по
ВР,
руководител
и ШМО
классных
руководителей,
классные
руководители