ДЕРЕВЯНКО
ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА
Подписано цифровой подписью:
ДЕРЕВЯНКО ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА
Дата: 2022.09.19 13:00:12 +03'00'
Программа развития
кадрового потенциала
МБОУ-СОШ № 19
на 2022-2024 гг.
Армавир
2022
1
Содержание программы
Паспорт Программы
стр. 3-5
Пояснительная записка
стр.5-8
Раздел I. Общая характеристика педагогических кадров
стр.9-10
Раздел II. Мероприятия по реализации программы на 2022-2025 гг. стр.11-13
2
Паспорт программы
Наименование
Программы
Основание для
разработки
Сроки реализации
программы
Нормативное
основание для
разработки
Программы
Программа развития кадрового потенциала МБОУ-СОШ №19
на 2022-2025 годы (далее Программа)
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» в редакции последних
изменений
Устав школы
2022-2025 годы
Разработчик
программы
Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2021
года;
Программа социально-экономического развития РФ до 2025 года;
Государственная программа Российской Федерации
"Развитие образования"
Национальный проект «Образование»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования в редакции последних изменений;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования в редакции последних изменений;
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования в редакции последних изменений;
Профстандарты
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-средняя
общеобразовательная школа № 19 (МБОУ-СОШ № 19)
Исполнители
программы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-средняя
общеобразовательная школа № 19 (МБОУ-СОШ № 19)
Цель программы
Обеспечение профессиональными кадрами коллектива школы для
предоставления качественных образовательных услуг и обеспечения
доступности образования
Задачи программы
1.Внедрение эффективных механизмов организации непрерывного
образования (дополнительное образование педагогических
работников и специалистов, обеспечивающее оперативное
обновление востребованных компетентностей), подготовки и
переподготовки профессиональных кадров;
2.Повышение уровня профессионального мастерства работающих
педагогов. Создание условий для результативной работы в
инновационном режиме и
в
условиях
Федеральных
образовательных стандартов.
3.Создание системы стимулирования деятельности результативно
работающих педагогов школы через систему управления
педагогическим персоналом как ресурсом развития школы.
4.Проведение
профессиональных
проб
педагогической
направленности в детском сообществе школы;
3
5.Усилить профориентационную работу с выпускниками школы по
педагогической направленности
6.Привлечение молодых специалистов в ОО;
7.Создание правовых и организационных условий для закрепления
педагогических кадров в школе.
Ожидаемые
результаты
реализации
программы
Программа способствует развитию кадровых условий: снижению
текучести, удовлетворению потребности в профессиональных кадрах,
повышению социального уровня работников образования,
стимулированию труда педагога от качества предоставляемых услуг.
Реализация программы позволит:
- повысить уровень
профессиональной
компетентности
педагогических работников школы;
- создать условия для повышения профессионального мастерства и
переподготовки педработников;
- усилить мотивацию работников к участию в конкурсах, семинарах,
конференциях;
- повысить динамику аттестации на высшую и первую категорию;
- создать условия для притока молодых специалистов в школу;
- создать условия для закрепления молодых специалистов в ОО;
- оптимизировать возрастной состав педагогических кадров;
- развивать систему социальной поддержки педагогических
работников;
- сохранить высокий уровень обеспечения педагогическими кадрами,
содействовать закреплению педагогических кадров в школе;
- изменить качество предоставляемых образовательных услуг.
Механизм
реализации
программы
С целью подготовки квалифицированных педагогических кадров и
обеспечения развития коллектива в условиях экспериментальной
и
инновационной
деятельности
осуществляется
сотрудничество с
образовательными учреждениями г. Армавира. Взаимодействие с
АГПУ для притока молодых специалистов и закрепления их в школе.
Программа - это нормативно-управленческий документ,
включающий качественно - количественный анализ состояния и
прогноз развития кадровой политики ОО.
Основными принципами Программы являются:
- целенаправленность деятельности в соответствии с
Основные принципы
образовательным
запросом и заказом педагогических кадров школы
реализации
- системность
и
последовательность
осуществления
Программы
преемственности и непрерывности образования педагогических
кадров школы
- интеграция педагогической науки и практики;
- дифференцированный и индивидуальный подход к
образованию педагогических кадров школы
4
-
всеобщность
непрерывность
единство общей и профессиональной культуры
индивидуализированность
взаимосвязь и преемственность
доступность
опережающий характер - вариативность
Показатели оценки
эффективности
Программы
Процент укомплектованности школы педагогическими
кадрами;
Процент текучести кадров;
Количество трудоустроившихся молодых специалистов и
продолжающих работу в школе в течение 5 лет;
- Образовательный уровень педагогических и руководящих
работников;
Возрастной уровень педагогических и руководящих кадров;
- Квалификационный уровень педагогических и руководящих
кадров;
Процент участия учителей школы в профессиональных
конкурсах.
Управление
Организация выполнения Программы и контроль хода ее
реализации осуществляется Педагогическим советом школы и
администрацией МБОУ-СОШ № 19.
Контроль реализации
Информация о ходе выполнения программы предоставляется
исполнителями в установленном порядке. Текущее управление
программой осуществляется администрацией школы.
5
Пояснительная записка
За последние годы в федеральной и муниципальной системе образования
произошли существенные изменения. Это и обновление содержания
образования, информатизация образовательного процесса, осуществление
компетентностного подхода в обучении и воспитании, т.е. все то, что согласно
Концепции модернизации образования РФ обеспечит достижение нового
качества образования, обеспечение новых образовательных стандартов
(ФГОС), закрепленные Законом «Об образовании в Российской Федерации».
В условиях модернизации образовательной деятельности решающую роль
в достижении главного результата - качественного образования школьников
играет профессионализм педагогических и управленческих кадров.
По причине нестабильности демографической и социальной ситуации
необходимо
осуществить
процесса
оптимизации
образовательной
деятельности в школе, а также разработать меры по стабилизации деятельности
педагогических кадров.
В соответствии с этим важнейшими направлениями кадровой политики в
области образования являются совершенствование системы подготовки,
переподготовки и повышения уровня квалификации и профессионализма
педагогических и руководящих работников; работа по удовлетворению
потребностей ОО в высококвалифицированных и творческих кадрах;
повышение престижа педагогической профессии.
Актуальность,
важность,
целесообразность
разработки
Программы
развития кадрового потенциала в МБОУ-СОШ № 19 обусловлены тем, что в
системе образования произошли существенные изменения, связанные с
реализацией стратегии модернизации: осуществлен переход на ФГОС НОО
(1 классы), ООО (5 классы); происходит модернизация в сфере образования
новых технологий; формирование системы мониторинга качества образования
и независимой оценки качества образования.
6
Создание условий
безопасной
среды,
для
внедрения к
2025 году современной
обеспечивающей формирование
стремления
саморазвитию и самообразованию у обучающихся
организаций,
путем
обновления
и
к
образовательных
информационно-коммуникационной
инфраструктуры подготовки кадров.
Актуальность
создания
программы
обусловлена
переменами,
происходящими во всех сферах нашего общества и прежде всего в сфере
образования. Данные перемены предъявляют новые требования к системе
повышения квалификации работников образования, к личности самого
учителя.
Современный
педагогическое
учитель
мастерство,
должен
активизировать
постоянно
свое
повышать
свое
научно-теоретическое
самообразование, активно включаться в методическую работу в школе, на
уровне города, края. Образование нуждается в учителе, способном
модернизировать свою деятельность посредством критического, творческого
ее преобразования, использования новейших достижений науки и передового
педагогического опыта.
Главным результатом модернизации школы должно стать соответствие
школьного образования целям опережающего развития. Поэтому кардинально
меняются требования к учителю. В первую очередь, требуется смена типа
педагогического мышления: от репродуктивного - к продуктивному, от
исполнительского - к творческому, от установки на трансляцию знаний – к
самостоятельному,
осмысленному
конструированию
образовательного
учителя:
-
диалога.
Закладывается
модель
нового
учитель
исследователь,
воспитатель, консультант, руководитель проектов.
Позиция учителя-профессионала: демонстрирует культурные образцы
действий; инициирует пробные действия детей; консультирует, корректирует
действия.
7
Позиция воспитателя: создает условия для приобретения детьми
жизненного
опыта
(общения,
выбора,
ответственного
поведения,
саморегуляции), самостоятельной выработки ценностей; «со – участник».
Позиция педагогической поддержки: оказывает адресную помощь ребенку,
не избавляя от проблемной ситуации, а помогая ее преодолевать.
Данные перемены предъявляют новые требования к системе повышения
квалификации работников образования, к личности самого учителя.
Воспитать человека с современным мышлением, способного успешно
самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким
профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» включаются не
только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические
компетенции, но и личностный потенциал педагога.
Современный учитель должен постоянно повышать свое педагогическое
мастерство, активизировать свое научно-теоретическое самообразование,
активно включаться в методическую работу. Образование нуждается в
учителе, способном модернизировать свою деятельность посредством
критического, творческого ее преобразования, использования новейших
достижений науки и передового педагогического опыта.
8
Раздел I. Общая характеристика педагогических кадров
МБОУ-СОШ № 19
Для
определения
проблем, подлежащих программной разработке,
проведен анализ кадровых условий школы по состоянию на 1 сентября 2022
года.
Школа укомплектована педагогическими кадрами согласно штатному
расписанию. В школе работает 52 педагогических работника, с учетом
руководящего состава. Имеется потребность в узких специалистах,
специалистах сопровождения. За последние три года обновление коллектива
произошло за счет прихода новых учителей начальных классов.
Общие сведения о кадровом составе
МБОУ-СОШ №19
№
п/п
Показатели
1
Общее количество руководящих работников
- женского пола
- мужского пола
Количество руководящих работников, прошедших профессиональную
переподготовку по направлениям «Менеджмент», «Государственное и
муниципальное управление», «Управление персоналом»
Средний возраст руководящих работников
Общее количество педагогических работников
- женского пола
- мужского пола
1
2
3
4
5
6
6.1
6.2
6.3
6.4
7
7.1
7.2
8
9
10
10.1
Потребности в педагогических кадрах (число вакансий)
Количество педагогических работников, имеющих:
высшее образование
среднее профессиональное образование
ученую степень (кандидат наук, доктор наук)
государственные и ведомственные (отраслевые) награды
ведомственные (отраслевые) награды регионального уровня
Количество педагогических работников, ставших победителями
(лауреатами) профессиональных конкурсов:
всероссийского уровня
регионального уровня
муниципального уровня
Количество педагогов, имеющих стаж педагогической работы до 3 лет
Количество педагогов, достигших пенсионного возраста
Количество педагогов, имеющих недельную нагрузку: 18 часов
до 25 часов
9
Оценка
показателей
(единицы
измерения:
%, чел.)
3
1
46
50+2 с
50
2
нет
52
нет
нет
5
нет
нет
нет
нет
3
7
2
19
10.2
11
12
13
14
свыше 25 часов
Количество педагогов, прошедших курсы ПК по обновленным ФГОС
Количество педагогов, имеющих ИОМ
Количество педагогов, реализовавших ИОМ
Наличие школьных программ развития кадрового потенциала
27
25
5
10
нет
Анализ кадрового состава учителей-предметников МБОУ-СОШ № 19
2
Русский язык,
литература
Математика
Физика
Химия
Биология
География
История,
обществознание
Информатика
Иностранный
язык
Музыка
ОБЖ, технология
Технология
Физическая
культура
ИЗО
Другие
педагогические
работники
ИТОГО
5
52
5
5
1
1
1
2
3
49
53
60
60
38
42
5
1
1
1
2
3
1
5
49
47
1
5
1
1
1
3
66
24
57
45
1
1
1
3
1
3
54
49
1
3
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
52
9
5
6
4
3
2
3
3
1
1
1
4
1
1
1
1
1
3
1
1
3
5
>20
не подлежат
аттестации
18
соответствие
43
первая
Начальные классы 18
Имеют
квалификационные
категории
высшая
1
11-20
Средний
возраст
4-10
Количе
ство
<4
Учителя предметники
Среднее
профессиональное
№
п/п
высшее
Образование Стаж работы
1
2
1
2
1
1
1
1
1
4
1
1
2
1
3
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
52
1
1
5
10
2
1
1
8
2
29
12
13
19
Проблемы, требующие решения: низкий приток молодых специалистов в
сферу образования; низкий
социальный
статус педагога в обществе;
недостаточная обеспеченность потребностей школы узкими специалистами
(дефектолог, логопед).
10
1
1
8
Раздел II. Мероприятия по реализации программы
«Педагогические кадры» на 2022-2025 гг.
№ п/п
Наименование
Сроки
I. Оптимизация структуры и совершенствование организации профессиональной
подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических кадров.
1.1.
Прогнозирование потребностей в педагогических кадрах
Май (ежегодно)
Проведение анализа уровня профессиональной
компетентности педагогов в условиях повышения
Сентябрь
1.2
(ежегодно)
квалификации. Создание базы данных о потребностях
педагогов в расширении образовательного пространства
1.3
Прогнозирование численности обучающихся
Май (ежегодно)
1.4.
Прогнозирование численности кадров
Май (ежегодно)
Отработка различных моделей организации повышения
В течение действия
1.5.
квалификации работников школы
Программы
Организация работы открытых педагогических мастерских
силами лучших учителей школы по передачи педагогического
В течение действия
опыта (подготовка к ГИА, ВПР, работа с одарѐнными детьми,
1.6.
Программы
детьми с ОВЗ и другими особыми образовательными
особенностями и пр.)
Участие в августовской конференции педагогических
1.7.
Август (ежегодно)
работников
2. Работа с резервом
Мероприятия по подготовке резерва на руководящую
По мере
2.1.
должность:
возникновения
вакансий
- анализ потребностей в руководящих кадрах;
3.1.
3. Профилизация образования
Организация работы
по
ориентации учащихся
на педагогические профессии.
В течение учебного
года
- проведение дней самоуправления
Март (ежегодно)
В течение действия
Программы
В течение действия
Программы
4. Развитие и совершенствование системы непрерывного педагогического образования
Май, сентябрь
4.1.
Экспертиза кадрового состава.
(ежегодно)
Диагностика профессиональных затруднений педагогических Сентябрь, декабрь
4.2.
и руководящих работников школы.
(ежегодно)
Организация и проведение проблемных семинаров по
В течение действия
4.3.
направлениям модернизации образования.
Программы
3.2.
Выполнение стимулирующих мер по привлечению молодых
специалистов.
Участие в программе «Земский учитель»
11
4.4.
4.5.
4.6.
4.7.
5.1.
6.1.
7.2.
8.1.
11.1.
11.2
Участие в проблемных семинаров по подготовке к ГИА и ВПР
ежегодно
Участие в работе городских и школьных методических
В течение действия
объединений
Программы
Функционирование творческих групп по изучению и
внедрению технологий системно-деятельностного подхода
В течение действия
Программы
Организация дистанционного обучения педагогических
работников на проблемных курсах и базовых курсах ПК
5. Конкурсы как форма профессионального развития
Организация участия
педагогов в конкурсах
Постоянно
профессионального мастерства
6. Создание эффективных моделей аттестации
Проведение индивидуальной работы, связанной с
Ежегодно
организацией аттестационных процедур
7. Финансовая поддержка педагогов
Стимулирующие выплаты педагогам за исследовательскую и
экспериментальную деятельность
8. Создание здоровьесберегающих условий
Способствовать оздоровлению педагогических работников в
санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях.
Ежегодно
В период действия
Программы
9. Моральное стимулирование педагогических работников
Проведение организационных процедур по представлению к
Январь, март
наградам муниципального, регионального и федерального
(ежегодно)
уровня педагогических и руководящих работников
Использование различных форм морального стимулирования
Ежегодно
педагогических кадров
Оценка эффективности программы
В результате реализации программы ожидается создание кадровых условий,
обеспечивающих развитие школьной системы образования, наличие механизмов,
обеспечивающих: объективную оценку труда педагогических и руководящих
кадров; систему стимулирования труда работников.
Эффективность Программы оценивается по следующим показателям:
процент укомплектованности ОО педагогическими кадрами; снижение процента
текучести кадров; количество трудоустроившихся молодых специалистов и
продолжающих работу в школе; процент выпускников поступающих в
педагогические учреждения; качество предоставляемых услуг.
Реализация
программы
позволит
повысить
профессиональную
компетентность педагогических кадров; обеспечить систему образования в
12
потребности педагогических кадров; повысить образовательный уровень
педагогических и руководящих работников школы; совершенствовать механизм
аттестации педагогических работников; повысить социальную защищенность и
обеспечить
стимулирование
труда
работников
муниципальной
системы
образования.
Целевые показатели (индикаторы)
1. Удельный вес численности педагогических работников в возрасте до 35
лет в общей численности педагогических работников школы. Данный
показатель характеризует приток в систему молодых педагогов, создание
условий для закрепления молодых специалистов в системе образования.
2. Оценка соотнесения уровня заработной платы конкретного работника
школы с результатами деятельности.
3. Доля аттестованных педагогических работников к общему числу
педагогических работников школы. Показатель характеризует уровень
профессиональной компетенции педагогических работников учреждений
образования.
Прогноз конечных результатов реализации
Стопроцентная
укомплектованность
школы
педагогическими
и
руководящими кадрами;
Привлечение молодых специалистов в возрасте до 35 лет в образовательной
организации – 15%;
Доля аттестованных педагогических работников на первую и высшую
категорию к общему числу педагогических работников школы составит не менее
70%;
Результаты участия педагогов в инновационной деятельности- до 30% от
общей численности педагогического коллектива;
Педагогический коллектив школы продолжит ежегодно участвовать в
проектах и профессиональных конкурсах системы образования.
13