Положение о библиотеке

Муниципальное образование город Армавир
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 19

Утверждаю:

Согласовано:

МБОУ-СОШ № 19

Педагогическим советом
МБОУ-СОШ №19

23 г.

Протокол № 1

Деревянко

От «31» августа

Положение
о школьной библиотеке
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреяедениясредней общеобразовательной школы № 19

2023 г

1. Общие положения
1.1. Данное Положение о школьной библиотеке образовательной организации разработано
в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации» в редакции от 25 июля 2022 года и ФЗ от 29.12.94 № 78-ФЗ «О
библиотечном деле» в редакции от 11 июня 2021 года, с учетом Федерального закона от
25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» с
изменениями на 14 июля 2022 года, а также Устава общеобразовательной организации и
других нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих
деятельность общеобразовательных организаций.
1.2. Данное Положение о библиотеке школы (далее - Положение) обозначает основные
принципы, задачи и функции библиотеки в образовательном учреждении, определяет
организацию деятельности, управление, порядок пользования школьной библиотекой, а
также регламентирует права и обязанности пользователей и работников библиотеки
общеобразовательной организации. 1.3. Настоящее Положение регламентирует работу и
базисные функции библиотеки общеобразовательной организации, которая способствует
формированию культуры личности учащихся школы и позволяет повысить эффективность
информационного обслуживания учебно-воспитательной деятельности.
1.3. Настоящее Положение является локальным нормативным актом школы и определяет
уровень
требований
к
библиотеке
как
к
структурному
подразделению
общеобразовательной организации. 1.5. Школьная библиотека является структурным
подразделением образовательной организации, участвующим в учебно-воспитательной
деятельности в целях обеспечения права участников образовательной деятельности на
бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
1.4. Деятельность библиотеки школы организуется и осуществляется в соответствии с
российскими культурными и образовательными традициями, а также со сложившимся в
обществе идеологическим и политическим многообразием. Образовательная и
просветительная функции библиотеки базируются на максимальном использовании
достижений общечеловеческой культуры. Обеспеченность библиотеки учебными,
методическими и справочными документами учитывается при лицензировании
образовательной организации.
1.5. Согласно ст. 35 п.1 Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.12г. «Об образовании в
Российской Федерации» школьная библиотека доступна и бесплатна для читателей,
обучающихся, учителей и других работников общеобразовательной организации.
Удовлетворяет также запросы родителей на литературу по педагогике и образованию с
учетом имеющихся возможностей.
1.6. Цели школьной библиотеки - формирование общей культуры личности обучающихся
на основе усвоения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС),
содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание
основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных
образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к

правам и свободам человека, любви
формирование здорового образа жизни.

к

окружающей

природе,

Родине,

семье,

1.7.Библиотека руководствуется в своей деятельности Положением о школьной
библиотеке, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской
Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и
исполнительных
органов
субъектов
Российской
Федерации,
решениями
соответствующего органа управления образованием и Уставом общеобразовательной
организации.

2. Принципы деятельности школьной библиотеки
2.1. Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах демократии,
гуманизма,
общедоступности,
приоритета
общечеловеческих
ценностей,
гражданственности, свободного развития личности
2.2.В библиотеке запрещается издание и распространение печатных, аудио-,
аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков,
предусмотренных частью первой статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями на 14 июля 2022
года).
2.3. Не допускается наличия экстремистских материалов, призывающих к осуществлению
экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость
осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикаций,
обосновывающих или оправдывающих национальное и (или) расовое превосходство либо
оправдывающих практику совершения военных или иных преступлений, направленных на
полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой,
национальной или религиозной группы.
2.4 Кроме того, к таким материалам, в соответствии со ст. 13 Федерального закона № 114ФЗ относятся: официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;
материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с
международно-правовыми актами за преступления против мира и человечества и
содержащие признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего
Федерального закона; любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие
признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона.
2.5. В помещении библиотеки размещается Федеральный список экстремистской
литературы, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, запрещенной к
распространению на территории Российской Федерации.
2.6.Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной информации,
перечень основных услуг и условия их предоставления библиотеками определяются в
Правилах пользования библиотекой.
2.7. Общеобразовательная организация несет ответственность за доступность и качество
библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.

2.8. Организация обслуживания участников образовательной деятельности производится в
соответствии
с
правилами
охраны
труда
и
пожарной
безопасности,
санитарногигиеническими требованиями и нормами.

3. Задачи библиотеки
3.1. Обеспечение учебно-воспитательной деятельности и самообразования учащихся и
педагогов общеобразовательной организации.
3.2. Обеспечение участникам образовательной деятельности — обучающимся, педагогам,
родителям (законным представителям) учащихся — доступа к информации, знаниям,
идеям,
культурным
ценностям
посредством
использования
библиотечно­
информационных ресурсов на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд
периодических изданий); цифровом (DVD -диски); коммуникативном (компьютерные
сети) и иных носителях.
3.3.Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя:
обучение пользованию книгой.
3.4.Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации
обучающегося, развитии его творческого потенциала.
1

3.5.Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску,
отбору и критической оценке информации.
3.6. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых
информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационной
деятельности, формирование комфортной библиотечной среды.
3.7. Бесплатное предоставление школьникам в пользование на время получения
образования учебников и учебных пособий из библиотечного фонда.

4. Основные функции школьной библиотеки
4.1.Для реализации основных задач школьная библиотека: осуществляет основные
функции библиотеки - образовательная, информационная, культурная.
4.2. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательной
организации: комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными,
справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и
нетрадиционных носителях информации,
проводит сверку,
имеющихся в фонде
библиотеки ресурсов с Федеральным списком экстремистской литературы ежемесячно , а
так же сверку вновь поступивших ресурсов в фонд библиотеки раз в три месяца ,
запрещенных к распространению на территории Российской Федерации, утвержденный
Федеральным органом исполнительной власти; пополняет фонд информационными
ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций;
осуществляет размещение, организацию и сохранность документов, а так же проводится
проверка контент-фильтра на компьютерах, предназначенных для работы читателей, на

наличие сайтов , электронных ресурсов, включенных в список экстремистских материалов
ежемесячно.
4.3. Создает информационную продукцию : организует и ведет справочно­
библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки
(систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог, базы
данных по профилю общеобразовательной организации; разрабатывает рекомендательные
библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.);
обеспечивает
информирование пользователей об информационной продукции.
4.4. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
обучающихся : обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале; предоставляет
информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и
информационных потребностей; создает условия для реализации самостоятельности в
обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию;
способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах,
телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения); организует
обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации,
содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и
информацией ; оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в
процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности; организует
массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и читательской культуры
личности, содействует развитию критического мышления.
4.5.Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
педагогических работников: выявляет информационные потребности и удовлетворяет
запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей; создает банк
педагогической
информации
как основы единой информационной
службы
общеобразовательной
организации,
осуществляет
накопление,
систематизацию
информации по предметам, разделам и темам; способствует проведению занятий по
формированию информационной культуры.
4.6.Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
родителей (иных законных представителей) обучающихся: удовлетворяет запросы
пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку; консультирует по
вопросам учебных изданий учащихся школы.
4.7. Осуществляет введение необходимой документации по учету библиотечного фонда и
обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком.
4.8.Проводит популяризацию литературы с помощью индивидуальных, групповых и
массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг,
читательских конференций, литературных вечеров, викторин и др.).
4.9.Обеспечивает соответствующий санитарно-гигиенический режим и благоприятные
условия для обслуживания читателей.

4.10. Проводит изучение состояния читательского спроса (степени его удовлетворения) с
целью формирования оптимального состава библиотечного фонда.
4.11. Систематически информирует читателей о деятельности школьной библиотеки.
4.12. Формирует библиотечный актив, привлекает читателей к участию в работе
совещательного органа - библиотечного совета и актива читателей.
4.13. Обеспечивает требуемый режим хранения и сохранности библиотечного фонда,
согласно которому хранение учебников осуществляется в отдельном помещении.
4.14. Организует работу по сохранности библиотечного фонда общеобразовательной
организации. 5. Организация деятельности библиотеки.

5. Библиотечно-информационное обслуживание
5.1 Осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с
Федеральными государственными образовательными стандартами, учебным и
воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы школьной
библиотеки.
5.2. Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру расходуются на улучшение
материально-технической базы библиотеки, подписку профессиональных изданий,
комплектование фонда документов.
5.3. Общеобразовательная организация создает условия для сохранности аппаратуры,
оборудования и имущества школьной библиотеки.
5.4.Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда
библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с новым ФГОС учебников и
учебно-методических изданий, а так же учебников и учебно- методических изданий в
соответствии с новыми ФООП начального общего, основного общего, и среднего общего
образования, одобренными
Федеральным учебно-методическим объединением по
общему образованию (протокол № 9/22 от14.11.22,протокол № 10/22 от 21.11.22);
создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор школы в
соответствии с Уставом общеобразовательной организации.
5.5.Режим работы библиотеки определяется библиотекарем в соответствии с правилами
внутреннего распорядка общеобразовательной организации.

6. Организация, управление и штаты
6.1. Общее руководство библиотекой и контроль за ее деятельностью осуществляет
директор школы, который утверждает нормы и технологические документы, планы и
отчеты о работе библиотеки. Директор несет ответственность за все стороны деятельности
библиотек, в первую очередь, за комплектование и сохранность ее фонда, а так же за
создание комфортной информационной среды для читателей.

6.2.
Руководство
библиотекой
осуществляет библиотекарь,
который несет
ответственность в пределах своей компетенции перед директором школы, обучающимися,
их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты
деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями,
предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и Уставом
общеобразовательной организации.
6.3. Библиотекарь является членом педагогического коллектива и входит в состав
педагогического совета школы.
6.4. Библиотекарь отвечает за организацию работы библиотеки и результаты ее
деятельности, составляет годовые планы и отчет о работе, которые обсуждаются на
Педагогическом совете и утверждаются директором. Годовой план работы библиотеки
является частью общего годового плана общеобразовательной организации.
6.5. На работу в библиотеку школы принимаются лица, имеющие необходимую
профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной
характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную
документами об образовании и (или) квалификации.
6.6. График работы школьной библиотеки устанавливается в соответствии с расписанием
работы общеобразовательной организации.
6.7. Штат библиотеки и размеры оплаты труда, включая доплаты и надбавки к
должностным окладам, устанавливаются в соответствии с действующими нормативными
правовыми документами с учетом объемов и сложности работ.
6.8. Трудовые отношения работников библиотеки и общеобразовательной организации
регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить
трудовому законодательству Российской Федерации.
6.9. Библиотекарь должен строго соблюдать настоящее Положение, правила и требования
охраны труда и пожарной безопасности в помещении библиотеки и в
общеобразовательной организации.

7. Права, обязанности и ответственность работников библиотеки
7.1. Библиотекарь имеет право: давать обязательные инструкции обучающимся и
работникам образовательной организации, по вопросам , касающихся соблюдения правил
пользования библиотечными фондами; принимать участия в разработке воспитательной
политики и стратегии школы, в создании соответствующих документов; в ведении
переговоров с партнерами школы по библиотечно- библиографической работе; в работе
педагогического совета с правом совещательного голоса; вносить предложения о начале,
прекращении или приостановлении конкретных проектов по работе библиотеки; по
совершенствованию воспитательной работы; выбирать формы, средства и методы
библиотечно- информационного обслуживания образовательного и воспитательного
процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе
общеобразовательного
учреждения и Положения о библиотеке образовательного
учреждения ; определять источники комплектования информационных ресурсов; на

защиту профессиональной чести и достоинства; на представление к различным формам
поощрений, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников сфер
образования и культуры; повышать свою квалификацию.
. 7.2. Библиотекарь обязан:
осуществлять формирование библиотечного фонда,
справочного аппарата, формировать развивающее и комфортное книжное пространство в
библиотеке образовательной организации,
организовывать электронные каталоги,
осуществлять справочно-библиографическое обслуживание обучающихся, работников
образовательной
организации,
осуществлять
информационно-библиографическую
деятельность, реализовывать меры по обеспечению доступа к удаленным региональным,
национальным и глобальным информационным ресурсам,
обеспечивать доступ
работников образовательной организации к ресурсам библиотеки,
формировать
библиотечный фонд в соответствии с образовательными программами образовательной
организации,
осуществлять
комплектование
фонда
научно-познавательной,
художественной, справочной литературы, осуществлять учет поступления новых
документов в библиотечный фонд, их подсчет и регистрацию, организовывать пополнение
библиотечного фонда аудиовизуальными и электронными документами, обеспечивать
связь с библиотеками, межбиблиотечный обмен, работать в цифровой образовательной
среде.

7.3. Библиотекарь несет ответственность: за соблюдение трудовых отношений,
регламентируемых законодательством о труде, Правилами внутреннего трудового
распорядка в школе, трудовым договором, за выполнение функций, предусмотренных
настоящим Положением, за сохранность библиотечных фондов в порядке,
предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.

8. Права и обязанности пользователей библиотеки
8.1. Пользователи школьной библиотеки имеют право: получать полную информацию о
составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых
библиотекой школы услугах; пользоваться справочно-библиографическим аппаратом
библиотеки; получать консультационную помощь в поиске и выборе источников
информации; получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале
печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;
продлевать срок пользования документами и литературой; участвовать в мероприятиях,
проводимых школьной библиотекой; обращаться для разрешения конфликтной ситуации
к директору школы.
8.2. Пользователи школьной библиотеки обязаны: соблюдать правила пользования
библиотекой; бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать
страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных
носителях, оборудованию, инвентарю; пользоваться ценными и справочными
документами и литературой только в помещении библиотеки школы; убедиться при
получении книг в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом

работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых книгах
несет последний пользователь; расписываться в читательском формуляре за каждую
полученную книгу (исключение: обучающиеся 1- 4 классов); возвращать книги в
библиотеку в установленные сроки; заменять документы библиотеки в случае их утраты
или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном
правилами пользования библиотекой; полностью рассчитаться с библиотекой по
истечении срока обучения или работы в общеобразовательной организации.

9. Порядок пользования школьной библиотекой
9.1. Запись обучающихся и педагогических работников школы в библиотеку
производится в индивидуальном порядке, а родителей (иных законных представителей)
обучающихся — по паспорту.
9.2. Перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно.
9.3. Документом, подтверждающим
читательский формуляр.

право

пользования

библиотекой,

является

9.4. Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда
библиотеки и их возвращения в библиотеку.
9.5. Работа участников образовательной деятельности на компьютере в библиотеке
производится в присутствии библиотекаря.
9.6. Разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек
одновременно.
9.7. По всем вопросам поиска информации в сети Интернет пользователь может
обращаться к библиотекарю.
9.8. Работа за компьютером в читальном зале школьной библиотеки производится
согласно утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям, а также правилам охраны
труда и пожарной безопасности.

10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение о школьной библиотеке является локальным нормативным
актом, принимается на Совете школы и утверждается (либо вводится в действие)
приказом директора общеобразовательной организации.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации
. 10.3. Положение о библиотеке общеобразовательной организации принимается на
неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке,
предусмотренном п. 10.1. настоящего Положения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».